Несмотря на напряженную ситуацию в экономике, для компаний малого бизнеса по прежнему существуют возможности для развития. Обобщенная характеристика влияния внешней среды на малый бизнес Москвы дана в SWOT-матрице.
Предложение офисных помещений для малого бизнеса в Москве можно разделить на три ключевые группы:
1. Помещения в собственности правительства Москвы, предлагаемые в аренду.
2. Рабочие места в аренду, оборудованные «под ключ».
3. Небольшие офисные кабинеты в бизнес центрах, административных зданиях и жилых домах.
Наиболее противоречивой для малого бизнеса является первая категория офисных помещений (предложения от СГУПа по продаже имущества Москвы). С одной стороны, ставки аренды на такие помещения на порядок ниже рыночных. Так, подобные помещения предлагаются на аукционах, где стартовая цена составляет лишь 1180 рублей за кв. м. в год. Для сравнения на рынке по такой цене нельзя арендовать даже склады в Подмосковье.
Однако основной подводный камень для владельцев малого бизнеса заключается в том, что помещения от правительства Москвы предлагаются либо без отделки, либо с необходимостью выполнения ремонта (причем не только косметического ремонта, а перепланировки, проведения вентиляции, установки пожарной сигнализации, самостоятельного оборудования отдельного входа и т.п.).
SWOT-анализ ситуации в экономике с позиций малого бизнеса
Сильные стороны (экономики)
Слабые стороны (экономики)
Возможности
(для малого бизнеса)
Государственные вливания в экономику могут косвенно отразиться на малом бизнесе (через заказы от крупных компаний)
На фоне высокой безработицы найм персонала будет быстрее и дешевле
Снижение ставки налога на прибыль несколько облегчит налоговую нагрузку
Снижение спроса на офисные помещения вынуждает арендодателей пересматривать ставки аренды и допускать нарезку мелкими блоками
В условиях кризиса спрос на отдельные виды услуг вырос, и при выборе правильной ниши рынка предприятие может добиться успеха
Поставщики рекламных и других сопутствующих услуг будут готовы предоставлять максимально гибкие условия
Угрозы
(для малого бизнеса)
Из-за большого числа вновь создаваемых фирм растет число отказов при государственной регистрации
Неплатежи и задержки с оплатой выполненных работ могут поставить под угрозу существование фирмы
Некоторые меры по государственной поддержке экономики недостаточно эффективны с точки зрения малых предприятий
Высокие ставки по банковским кредитам ограничивают возможности получения заемного финансирования
Мнение о том, что дно кризиса уже пройдено достаточно неоднозначно
Спрос на товары и услуги в некоторых отраслях снизился в разы
Дополнительной сложностью для арендаторов является необходимость соблюдения процедуры подачи заявок и участия в аукционе (подобные помещения предлагаются только в форме аукциона). А также ограничение на круг участников аукциона для некоторых лотов – например, необходимость получать статус «субъекта малого предпринимательства Москвы»
Таким образом, малым предприятиям, вместо того чтобы заниматься основной деятельностью требуется вложить финансовые средства и время в ремонт. Соответственно такие предложения могут быть интересны только для предприятий с относительно большими бюджетами и долгосрочными планами развития.
Вторая категория помещений для малого бизнеса – это рабочие места «под ключ», которые на данный момент предлагают несколько специализированных компаний. Преимущество подобных предложений в том, что арендаторам не нужно нести дополнительных затрат: на покупку мебели, компьютеров, подключение и ежемесячную оплату телекоммуникационных услуг. Кроме того, по месту расположения рабочих мест, арендатор может получить дополнительные услуги – секретарское обслуживание, аутсорсинг бухгалтерского и кадрового учета, бронирование переговорных комнат и конференц-залов и т.п.
Недостатком подобных предложений являются относительно высокие цены. В абсолютных цифрах арендовать одно рабочее место с установленным компьютером и телефоном будет дешевле, чем снять маленький кабинет в офисном здании. Однако в пересчете на стоимость аренды одного квадратного метра, данные предложения весьма затратны. Такой уровень цен на услуги объясняется тем, что на базовую стоимость аренды офисных помещений накладывается стоимость оборудования и обслуживания рабочего места.
Диапазон цен на аренду рабочих мест составляет 5000-15000 рублей за рабочее место в месяц. По более низким ценам предлагаются рабочие в открытом пространстве (зонах open space от 50 кв. м.). Рабочие места, огороженные перегородками, стоят несколько дороже.
Что характерно стоимость аренды рабочих мест слабо зависит от местоположения объекта. Например помещения за пределами Третьего транспортного кольца могут стоить также как помещения поблизости от Садового кольца. Это связано с тем, что рынок подобных услуг только начинает формироваться, и четкой ценовой дифференциации на нем пока нет.
Третья и наиболее подходящая для малого бизнеса категория – это небольшие блоки в жилых и административных зданиях. Такой тип помещений обладает рядом преимуществ:
Под воздействием кризиса арендодатели готовы допускать мелкую нарезку помещений – вплоть до сдачи в аренду отдельных кабинетов площадью 20-30 кв. м.
В отличие от аренды рабочих мест, у компании есть возможность обособиться от соседних арендаторов и сохранить приватность своей деятельности.
В отличие от предложений от муниципалитета, помещения сдаются полностью готовые к въезду – с выполненной отделкой и возможностью оперативного подключения телефона и Интернета.
Стоимость аренды подобных помещений зависит во-первых, от местоположения, а во вторых – от качества объекта (бизнес центр, административное здание, жилой дом). В среднем офис в административном здании в районе Третьего транспортного кольца можно снять по ставке 8-10 тыс. руб. за кв. м. (включая НДС и эксплутационные расходы). Помещения в районе Садового кольца или поблизости от крупных транспортных магистралей можно снять за 11000-14000 руб. за кв. м.
Есть предложения, выходящие за пределы указанных диапазонов. Однако офисы за 7000 рублей за квадрат в год и дешевле по качеству нередко соответствуют складским помещениям (если конечно это не предложения за МКАД). С другой стороны, предложения офисных помещений в особняках и бизнес центрах за 15-25 тыс. руб. за кв. м. являются слишком затратными для малого бизнеса.
Спрос на офисные помещения для малого бизнеса
Основной спрос на офисные помещения для малого бизнеса приходится на блоки площадью до 50 кв. м. Ключевыми требованиями арендаторов являются: готовность помещений к немедленному въезду, удобное расположение недалеко от метро, возможность быстрого подключения телекоммуникационных услуг. Кроме того, компании малого бизнеса предпочитают предложения, где в арендную ставку уже включены эксплутационные расходы (прежде всего уборка и охрана).
У некоторых арендаторов возникают более специфические требования: определенная планировка помещений, удобство доступа для клиентов, наличие отдельного входа. Арендаторы, которые подыскивают относительно большие блоки (от 100 кв. м) среди требований высказывают наличие отдельного сан. узла, возможность полностью отделить свой блок от остальных и предоставления одного-двух машиномест в рамках арендной платы.
Ценовые ожидания потенциальных арендаторов нередко на 10-15% ниже существующего уровня цен на рынке. К примеру, в районе проспекта Мира предлагается немало офисных помещений по 12-14 тыс. рублей за квадратный метро в год. Однако большинство арендаторов ограничивают бюджет на аренду в этом районе 10-12 тыс. руб. за кв. м. в год. В результате большое число сделок затягивается либо срывается из-за отсутствия единого понимания об уровне цен на рынке.
С одной стороны, арендодатели готовы предоставлять дополнительные скидки только крупным клиентам. С другой стороны, арендаторы, не имея четкого представления о ситуации на рынке, ожидают дальнейшего снижения цен (хотя на самом деле в последние месяцы цены держатся примерно на одном уровне).
Структура запросов на небольшие офисы (данные на II квартал 2009 года)
В итоге, несмотря на кажущийся избыток предложений на рынке, подыскать помещение для малого предприятия по прежнему сложно. Основные проблемы, с которыми сталкивается арендатор это:
отсутствие представления о справедливой стоимости аренды в нужном районе;
сложности с определение правоспособности арендодателя;
завышенные комиссионные агентств недвижимости (комиссия 100% от месячной платы не отвечает рыночным реалиям);
нежелание некоторых собственников работать с вновь создаваемыми фирмами или предоставлять юридический адрес;
невозможность подбора офиса, который одновременно подходил бы по расположению, метражу и бюджету.
В таких условиях обращение за профессиональной консультацией позволит с минимальными затратами времени и сил подобрать подходящее помещение. В результате основное внимание можно будет уделить профильному бизнесу фирмы и развитию бизнеса – даже в условиях противоречивой экономической ситуации.
Несмотря на напряженную ситуацию в экономике, для компаний малого бизнеса по прежнему существуют возможности для развития. Обобщенная характеристика влияния внешней среды на малый бизнес Москвы дана в SWOT-матрице.Предложение офисных помещений для малого бизнеса в Москве можно разделить на три ключевые группы: 1. Помещения в собственности правительства Москвы, предлагаемые в аренду. 2. Рабочие Читайте полностью на сайте Fellton.ru...
Оценить материал:
очень плохо
плохо
так себе
хорошо
отлично
Комментарии посетителей:
Страница: - (Всего: 0)
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Ваша эл. почта:
Сообщение:
получать новые комментарии на e-mail
не публиковать e-mail в комментариях